Шри Вишванатх, или основы древнейшей религии

В отличие от главных мировых религий: христианства, мусульманства и буддизма, – индуизм для европейского человека – тайна за семью печатями. Это понятно, ведь само название этой веры говорит о ее национальной сути. Но знать некоторые вещи полезно и нужно, в особенности, если вы решитесь поближе познакомиться с одной из древнейших культур на земле. Мы решили дать несколько советов о том, что можно, и что нельзя, на примере храма Шри Вишванатх (Shree Vishwanath) в Варанаси.

Сам храм является новой “версией” своего прародителя храма Вишванатха, который находится недалеко от центральных Гхатов (ступенчатых набережных). Это касается не только возраства: в Шри Вишванатхе довольно терпимо относятся к туристам. Здесь не отбирают камеры на входе, здесь нет толп верующих, и никто на вас не посмотрит неодобрительно. Самое лучшее место для знакомства с древней религией именно здесь.

Вообще как религия индуизм довольно разношерстное явление. Теоретически есть три главных бога: Вишну, правитель вселенной, Шива, бог разрушения и созидания всех миров, и Брахма, бог творения. Но на практике в индуизме есть тысячи разных течений. Одни признают равноправие главных богов, другие ставят кого-то выше, третьи не признают всех сразу и возносят совсем другие имена. Но, такая уж Индия и ее суть – быть разной. Обычно храм посвящен какому-либо одному богу. Но кроме него в нем может быть несколько мест с другими божествами – побольше или поменьше. Боги поменьше называются “девами”, они обычно отвечают за одну какую-либо маленькую “область интересов”. У индусов ценится специализация, и богов у них тысячи :-)

Внутри храма обычно есть несколько святилищ поменьше и одно главное. Почти всегда вы найдете в индуистском храме “лингам и йони”. Это один из самых священных символов индуизма: соединение мужского начала Шивы и женского начала Шакти (богини-матери), а по совместительству – симбиоз жизни и смерти, созидания и разрушения. Выглядит это как стилизованный пенис с вагиной. Для нас это может быть необычно и забавно, но для многих культур в мире – это в порядке вещей, поэтому не спешите улыбаться. Может быть это они нормальные, а не мы? ;-)

Фейс-контроль:

Индуистские храмы делятся на три категории:

1. Куда пускают только индуистов

2. Куда пускают всех

3. Куда иностранцев пускают только в определенные части

Если вам очень хочется посмотреть “запретный” храм или зону, то зачастую это становится возможным благодаря “взяткоемкости” индийской экономики. Достаточно с нерешительным видом потоптаться у таблички “Only Hindu”, грустно посмотреть в двери храма, и почти наверняка вам предложат за определенную плату пройти внутрь. Торговаться можно и нужно. Единственный совет: если в этот час много посетителей, то существует вероятность нарваться на неудовольствие окружающих, поэтому принимайте решения по обстоятельствам. Хотя, конечно обычно никто не обращает на это внимание. А можно попытаться просто пройти внутрь, отвечая на вопросы, что не заметил таблички.

Фотографии:

По общему правилу в действующем храме фотографировать нельзя. В основном, это касается непосредственно самого здания – на территории комплекса сколько угодно. Но иногда запрет распространяется на все, что за забором. Осуществляется запрет двумя способами: либо просто таблички “ноу фото”, либо вся фототехника сдается в камеру хранения. Если камеры не отбирают, то можно попробовать незаметно сделать пару кадров. Иногда нам удавалось сделать неплохие фотографии. Но зачастую сами индусы сделают вам замечание. А вообще есть риск довести “фотоохоту” до полиции. Поэтому все же лучше лишний раз не рисковать.

Иногда снимать все же можно, но за определенную плату. После оплаты вам выдается билетик, который придется не раз предъявить проверяющим. Только про штатив придется забыть – цены на такую съемку неподъемные – в районе 5000 рупий.

Поведение:

Помните, что вы не в музее, а в священном месте. Вам бы понравилось, если бы кто-то вел себя как на прогулке в православном храме? Никто от вас не будет требовать знаний религиозного этикета, но уважать веру людей все же стоит. Они сюда пришли говорить с богом, просить его защиты, помощи или благодарить его.

При входе в храм все снимают обувь. Иногда бывает, что разуваться заставляют еще до входа на территорию. Тогда придется походить босиком или в носках по земле. Обычно за этим следит специальный человек, так что за сохранность своих кроссовок можете не беспокоиться. После посещения храма принято оставлять “смотрителю обуви” 5-10 рупий за пару. Но будьте готовы к тому, что с вас будут требовать большие суммы – все же это Индия :-)

Стоимость посещения храма:

1. Установлены четкие цены. Обычно для иностранцев дороже. Встречаются даже “расистские” расценки: для иностранцев-азиатов одни, а для остальных – другие.

2. Цен нет, но небольшая плата в принудительно-добровольном порядке взимается либо смотрителем за обувью, либо смотрителем камеры хранения. Обычно за это приходится платить, даже если вы купили билет.

3. Вы не обязаны платить, а небольшой благотворительный взнос в ящик для пожертвований остается на ваше усмотрение.

Может быть отдельно установлена плата за фотографирование. Как правило от 10 до 100 рупий. Цены на съемку простой камерой и видео могут отличаться.

Не лишним все же будет купить и подношению “хозяину храма”, то есть божеству. Их всегда можно найти у входа в храм. Обычно это что-то вроде цветов или корзинки с ленточками и едой. Цены также варьируются.

Службы:

Часто бывает интересно наблюдать за индуистскими церемониями. Они достаточно красочны и необычны. Но не стоит лезть в “гущу событий”. Все же вряд ли вы понимаете, что там происходит и зачем. А окружающие могут счесть ваше туристическое любопытство за оскорбление. Если вас пригласили участвовать, то будьте готовы к тому, что от вас ждут как минимум небольшого пожертвования храму, а то и платы по официальным (и не очень) расценкам за те или иные действия.

Немного о садху:

Садху называют тех, кто посвятил свою жизнь служению богу и самосовершенствованию. Они отказываются от мирских благ, и почитаются за святых людей. Поэтому к ним стоит относиться с уважением. Но часто они не отстраненные, а жизнерадостные люди. Почти всегда разрешают себя фотографировать и даже позируют. Насчет “благодарности” сложный вопрос – некоторые отказываются от денег, кто-то не против, а кто-то будет благодарен за какой-нибудь съедобный подарок.

Индуистский храм всегда строится с учетом древних традиций и символов. Его формы, строения и украшения всегда что-нибудь означают. Не удивляйтесь поэтому обилию “нацистской” символики. Знак свастики, конечно, подпортил Гитлер со своим Третьим рейхом, но все же это очень древний знак, означающий благополучие и изображающий солнце.

Часто вокруг храма разбит красивый сад. Местные жители приходят сюда отдохнуть или поразмыслить. Иногда даже устраиваются целые пикники :-)

Вдали от уличной суматохи всегда много живности. Если обезьяны встречаются не в каждом месте, то уж на бурундуков вы точно насмотритесь :-)

Если это не совсем маленький храмик, то на его территорию почти обязательно будут уединенные места, где вы сможете отдохнуть от шума или просто спрятаться от солнца.

Если вы будете в Индии (хотя Индуизм есть и на Бали), то вряд ли избежите искушения побывать в каком-либо из святых мест. Но, поверьте, не пожалеете – ведь именно в таких местах и познается чужая цивилизация: ее дух, ее вера и ее надежды.



2 есть на «Шри Вишванатх, или основы древнейшей религии»

  • Гитлер очень даже подпортил этот добрый древний знак, означающий благополучие.. Я даже не знала раньше этого

    [Ответить]

    Piero Reply:

    Это, кстати, и древний славянский знак — солнцеворот. У нас с индийцами (ариями) ведь общие корни. Даже их Веды — это как наше слово “ведать”, знать, то есть :-)

    [Ответить]

Оставить комментарий

  

  

  

Вы можете использовать эти HTML теги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>