Обряд кремации в Варанаси

Каждый уважающий себя индус индуист мечтает умереть на берегах священной реки Ганг в древнем как мир городе Варанаси. И это не спроста. Если умереть поближе к Бенаресу, или как его еще называют Каши (т.е. Светлый), с ударением на второй слог, то выйдешь из цепочки перерождений и сольешься со сверхдушой. Неподготовленный западный человек, чего таить, испытывает ужас от этого “варварского” обычая. А то! Разводят костер на берегу реки, кладут на него труп, а недогоревшие останки потом сбрасывают в воду, и это все там плавает. А местные еще и моются неподалеку, белье стирают, зубы чистят. Кошмар!

1. Вид на гхаты, Варанаси.

10102011-1

Но мы забываем, что индусы кремируют своих умерших не одну тысячу лет, так сложилось в их обществе, и так это общество существует до сих пор. Согласно индуистским духовным текстам, каждый человек за свою жизнь проходит около 16 ритуалов, символизирующих вступление в определенный период жизни: самый первый — когда ребенку дают имя, один из важнейших — вступление в брак, а самый последний ритуал — кремация, когда душа-Атман покидает тело и соединяется с верховным духом (Богом) Параматмой.

Индуистская философия рассматривает человеческое существо как сочетание пяти элементов: огня (агни), воды (джала), воздуха (вайу), земли (притхви), эфира (акаша). Когда человек умирает, то огонь уходит из его тела, и чтобы восполнить недостающий элемент и помочь душе перейти в мир иной, производится кремация.

В Варанаси для кремации используются, насколько я знаю, два гхата. Самый популярный — Маникарника гхат (Manikarnika ghat), выше по течению от него находится второй – Харишчандра гхат (Harishchandra ghat), там же установлен электрический крематорий. Правда, он сейчас не работает, да и особой популярностью он никогда не пользовался, даже не смотря на то, что кремация на открытом огне гораздо дороже, но так уж заведено.

2. Маникарника гхат.

10102011-4

3. Харишчандра гхат.

10102011-2

Кстати, фотосьемка ритуала туристами мягко говоря не одобряется родственниками умершего (хотя сами они делают фотографии в семейный альбом). Но прежде чем лодочник успел что-то сказать, я уже щелкнула с десяток кадров Харишчандра гхата. Когда же мы плавали  к Маникарнике, нашему лодочнику было фиолетово, куда мы направляем наши объективы. Тем не менее я старалась не борзеть.

Имейте в виду, что на подходе к Маникарника гхату вас скорее всего за локоток поймает пара-тройка местных и предложит поприсутствовать на обряде. Это ваше дело — соглашаться или нет, но без провожатого могут возникнуть серьезные проблемы с родственниками умершего, вплоть до побоев. Местный же приведет вас в свой магазин или отель, с крыши которого открывается вид на обряд. Но будьте внимательны, спрашивайте, сколько помощник хочет получить от вас денег заранее. Нам называли разные цифры. Кто-то просил 500 рупий, кто-то настаивал на 5000. Если вы хотите смотреть кремацию — безбожно торгуйтесь. На самом деле адекватная цена — 50-100 рупий, но с вас постараются содрать три шкуры.

Когда человек умирает, его семья становится нечистой. Перед кремацией покойного омывают в Ганге, вся семья также совершает омовение. Сыновья умершего сбривают с тела все волосы, оставляя лишь маленькую прядь на затылке, надевают белые одежды. Тело умащают благовониями, заворачивают в саван из белого щелка, сверху накрывают нарядным покрывалом и на носилках несут к месту кремации, где специальный человек уже сложил дрова для костра. Когда тело кладут на костер, нарядное покрывало снимают с покойного и стирают в Ганге. Затем старший сын, либо старший из братьев поджигает дрова, и при этом обходит погребальный костер пять раз по часовой стрелке. Огонь приносят из храма Шивы.

4. Родственники покойного моются в Ганге недалеко от Маникарника гхата.

10102011-7

5. Кремация на Манмкарника гхате. Вид с реки.

10102011-5

Для кремации требуется 360(!) кг. дров при цене от 500 до 10000 рупий за килограмм. Самые дорогие дрова — сандаловые. Их используют только в исключительных случаях, например, при похоронах премьер-министра. В процессе кремации для поддержания пламени в костер добавляют масло гхи (топленое сливочное масло).

6. Дрова для кремации. Маникарника гхат.

10102011-6

Тело сжигают не до конца. Мужчину кремируют до кости на груди, женщину — до кости на бедре. Когда лопается череп считается, что душа покойного покинула тело. Если этого не произошло, то старший сын должен разбить череп умершего специальной палкой и тем самым помочь душе освободиться.

Индуистская традиция предусматривает кремацию не для всех. Не кремируют детей до трех лет, беременных женщин, людей, умерших от эпидемии, умерших от проказы, садху. Их тела оборачиваются в саван, отвозятся родственниками на середину реки и отпускаются в воду.

Кремация длится три часа. Вы не увидите слез на глазах присутствующих — они тоскуют в сердце, но не показывают этого, потому что смерть — это дорога, в худшем случае, к новым перерождениям, в лучшем — к соединению души с Параматмой.

Вы также не увидите на кремации женщин. Они находятся где-то неподалеку, но не около костра. Это потому что до 1829 года вдовами умерших практиковался ритуал самосожжения Сати. Индуистское общество было построено таким образом, что вдове в нем места не находилось. У женщины, потерявшей мужа, не было шансов вступить в новый брак, о ней некому было позаботиться, обеспечить ее материально. Более того, вдова считалась чуть ли не приносящей беды. Поэтому она была вынуждена взойти на погребальный костер своего мужа и отправиться на тот свет вместе с ним. Некоторые женщины поступали так от безысходности, кого-то принуждали (и даже толкали в костер) родственники, кто-то действительно так сильно любил мужа, что не мыслил жизни без него. В любом случае, с 1829 года практика сати запрещена на законодательном уровне, и если сейчас женщина захочет присоединиться к мужу на погребальном костре, то уголовная ответственность ожидает всю семью.

7. Паша расплачивается с лодочником у Харишчандра гхата.

10102011-3

Мы едва успели расплатиться с лодочником недалеко от Харишчандра гхата и спуститься на каменные ступени, как нас повлек за собой мальчишка лет двенадцати. Он провел нас по узкой улочке меж домов с облупившейся краской и указал на дверной проем, завешанный грязной и местами истлевшей зеленой занавеской. Секунду поразмыслив мы перешагнули горку сухих коровьих лепешек, сложенную у порога, и вошли в дом. В едва освещенной комнате мы разглядели лестницу. Мы поднялись по ней на крышу дома и перед нашими глазами открылся вид на площадь с погребальными кострами.

Один костер догорал, другой только собирались разводить. Из переулка появилась группа мужчин в белых одеждах. Они несли на своих плечах накрытое красным с золотом покрывалом тело. Немножко поодаль, скрываясь от накрапывающего дождя под навесом, пожилой мужчина мастерил очередные бамбуковые носилки. Мы не сразу заметили, что не одни на крыше. Хозяин дома что-то живо рассказывал европейцу средних лет. Он не обратил на нас никакого внимания и мы молча смотрели на разгорающееся пламя погребального костра. Через некоторое время хозяин оставил европейца и направился к нам. В последующие сорок минут он рассказывал мне, что происходит на площади. Именно благодаря этому человеку я смогла написать такой подробный рассказ. Конечно, в конце повествования он попросил немножко денег “на дрова” и пригласил зайти в его магазин при фабрике шелка. Паша вручил ему сто рупий, мужчины пожали друг-другу руки и мы пошли своей дорогой. Перед тем, как исчезнуть за поворотом, хозяин дома повернулся к нам и прокричал: “Теперь у вас чистая карма, как у детей. Пламя костра очищает всех присутствующих при кремации. Такова сила Шивы”.



17 есть на «Обряд кремации в Варанаси»

  • Интересный пост, такая разница колоссальная между балийской церемонией кремации и индийской, хотя балийцы тоже частично индуисты

    [Ответить]

    Piero Reply:

    Спасибо, рада! :-)

    А на Бали разве не закрытые крематории, как в Таиланде? А мусульмане там тоже кремируются?

    [Ответить]

  • церемонии открытые, я писал подробно о королевской кремации. Мусульман на Бали мало, процентов 5-10%. На Яве видел кладбища мусульманские, там хоронят, но и кремировать им можно усопших. Только таких церемоний красивых не бывает у них

    [Ответить]

    Piero Reply:

    О, пошла читать.
    Интересно, как так вышло, что в мусульманской стране остался такой островок индуизма, как Бали?

    [Ответить]

    ivan Reply:

    До прихода ислама много интересного было на этих островах, например “Матара́м — султанат, средневековое государство, существовавшее в 1575—1755 годах на острове Ява, в современной Индонезии.” Потом индуисты перекочевали на Бали, а на некоторых островах католиков довольно много, например на Сулавеси

    [Ответить]

  • Да, традиция впечатляет… Нам действительно такой ритуал кажется диким, но ведь у каждого народа свои традиции. Тем более, что они подкреплены таким убедительным объяснением. И все равно в голове не укладывается, как можно смотреть на то, как тело близкого человека горит в огне, лопается череп, пусть даже и, выпуская душу. А то, что все трупы опускают в речные воды – вообще уму непостижимо.

    [Ответить]

    Piero Reply:

    Ну, это еще не самый специфический способ. Знаете, как хоронили в Тибете до прихода китайцев, и как хоронят в Бутане? Тело покойного разрубают на кусочки и скармливают грифам. Еазывается этот обряд “Небесные похороны”. Это как-то похлеще расколовшегося черепа. Да, существует много странных ритуалов, которые действительно трудно понять и уложить в голове.

    [Ответить]

  • Алекс

    Хотелось бы спросить
    А во сколько обойдётся кремация иностранца?
    И вообще возможно ли это?
    Уж больно дорого из расчёта 1000 рупий за кг
    получается 216 тыс. рублей
    Чего-то для индусов дороговато

    [Ответить]

    Piero Reply:

    Если честно — не задумывалась над тем, можно ли там кремировать иностранцев. Думаю, что если и можно, то значительно дороже.

    Думаю, что дрова — это далеко не все расходы, связанные с похоронами: плата брахману, плата человеку, который проводит непосредственно кремацию, погребальному фотографу платят, опять же. Итоговая цифра побольше будет, скорее всего. Понятно, что там родственники распределяют расходы и далеко не всякий индиец может позволить себе такую роскошь — а только состоятельный(их, кстати, тоже не мало), или те, кто специально откладывал на это деньги полжизни.

    Для простых индийцев есть электрический крематорий, который стоит всего 500 рупий.

    [Ответить]

    Алекс Reply:

    Я смотрел передачу, там говорят что электрическим не пользуюся.
    со сверхдушой не сольёшся.
    И там есть дом мёртвых где народ живёт дожидается смерти и копит на дрова.
    но по цене всё равно зашкаливает

    [Ответить]

    Piero Reply:

    Как называется передача? Тоже интересно посмотреть. Я видела такой дом в Катманду, возле Пашупатинатха. Там есть больница и есть такое заведение. Думаю, и в Варанаси должно быть.

    [Ответить]

  • Алекс

    даже не скажу
    Смотрел по каналу моя планета
    фильм около 30 мин мин.
    Там у них по-моему индус и москвич погибли и они ездили в Варанаси.
    автора не помню но может один из наших путешественников с татарской фамилией

    [Ответить]

  • Насчет кремации иностранцев–я не интересовалась, это только моё предположение–не думаю,что для неиндуистов это возможно, если вспомнить, что в ряд храмов их вообще не пускают ни под каким соусом. Хоть босыми, хоть обутыми; хоть в майках, хоть в балахонах.А тут речь идет о таком глубоко религиозном обряде, совершаемом брахманами

    Нам перечислили немного другой состав лиц, не подлежащих кремации: дети до 7 лет; вместо умерших от эпидемии–укушенные коброй. Остальные те же.

    Относительно стоимости дров–цена на них в инете встречается разная, озвученную нам не запомнила; но т.к. туристам она известна от “экскурсоводов” по кремационным гхатам, вряд ли мы узнаем её реальную величину.Подозреваю, что её могут существенно завышать, чтобы произвести впечатление и получить гонорар побольше. Наш “гид” потребовал от нас не денег как таковых, а именно сумму на покупку 5 килограмм дров для Ожидающих Смерти от лица каждого слушателя. Видимо, это делалось для смягчения шока от его аппетита–ведь в килограммах не так страшно звучит, как в рупиях по его расценкам.В качестве примера приводились щедрые американцы–мол, они на 10кг давали

    Нам “варварским” обычаем показалась не сама кремация, а именно помывочно-постирочные процедуры неподалёку. Это да….И те самые, не подлежащие кремации. Правда, нам объяснили, что их не просто в воду опускают, а привязывают к ним камень. И то легче. Как говориться: “С глаз долой…” Да и не думаю, что святые и укушенные змеями в пределах Варанаси массово умирают. Скорее всего это происходит не часто; ну, пусть подвезут ещё кого-то… Но ведь в наши реки тоже попадают трупы животных и не только животных, чего греха таить. Понятно–не в таком количестве. Хотя останки, не сгоревшие в костре,на мой взгляд трупом считать нельзя. Эти выгоревшие кости фактически углерод+немного разных минералов

    Кремация ведь и у нас практикуется. Разница только в том, что у них всё неприкрыто происходит. А может, заколачивание близкого человека в деревянный ящик и погружение в землю для гниения, такие привычные для нас, у них не меньший культурный шок вызывают?

    [Ответить]

  • На Пашупатинатхе нам рассказывали, что кремация на сандаловых дровах стоит 24 тысячи непальских рупий. Это совсем не дорого, мы даже удивились. Может не правда…

    [Ответить]

    Павел Reply:

    Может, они имели в долларах? Потому что даже в обычных дровах это очень дешево. Иногда еще на обычные дрова немного сандала сверху кидают. Для аромата.

    [Ответить]

  • Sergii

    в Банарасе тоже есть такие дома, один “прилипала” рассказал, как раз вокруг этих двух мест костров стоят эти дома, около нижнего по течению – три дома, когда на них обращаешь внимание, они как-то выделяются своими черными стенами и окнами без стекол, там и ожидают новых костров.

    [Ответить]

Оставить комментарий

  

  

  

Вы можете использовать эти HTML теги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>