Интервью с путешественником: Елена Кустова и русская школа в Тайланде

В Таиланд уже давно приезжают на зимовку целыми семьями с детьми. Кто-то на три месяца, а кто-то и на полгода. Всегда интересовало, а что же с учебой? Оказывается, некоторые эту проблему решили кардинально. Елена со своим мужем Владом взяли вопрос образования в свои руки и открыли в провинции Краби школу-сад. Пригласили учительницу из Канады, обустроили здание по мировым стандартам. Теперь к ним ходит целая группа детей. Мы решили, что такое начинание стоит того, чтобы о нем узнали люди. О том, как создавалась англоязычная русская школа по системе Монтессори на юге Таиланда, читайте в интервью.

Елена, привет! Расскажи, кем вы были на Родине, откуда произошли и куда хотели путь держать, прежде чем неизведанные тропы привели в далекий Таиланд?
Привет! Я ландшафтный дизайнер из Москвы. Но, прежде всего, я мама троих детей и это определяет мою жизнь и планы на будущее. Мой муж строитель, а еще он прекрасный отец и помощник во всех наших семейных делах!

1. Молодое поколение настороженно относится к этим вашим фотоаппаратам

Почему Таиланд? Почему Краби?
В Краби я впервые побывала в 2000 году, 12 лет назад, и просто влюбилась в это место, ничего красивее для меня не существует. Моя семья приезжала сюда на отдых почти каждую зиму, наши каникулы становились все длиннее, пока мы не осознали, что хотим остаться здесь надолго. Кроме того, наши младшие дети постоянно болели в Москве, а местный климат всегда шел им на пользу.

2. Интернациональная школа. С самого детства «мир, дружба, жвачка». И общение на международном языке

Почему детский сад? Тот случай, когда и работа, и удовольствие сошлось в одном?
Детский сад – это была прежде всего необходимость: мы понимали, что хороших школ и детских садов здесь нет, а нам нужно учить своих детей. И, конечно, мне, как любой маме, хотелось дать им лучшее образование, какое только возможно.

Я никогда не имела опыта в педагогике, тем более в Монтессори педагогике, поэтому в нашей школе я взяла на себя только роль администратора (и иногда повара). Мой муж занимается всеми хозяйственными делами. Все учебные вопросы и политику школы определяет наш главный учитель Мэри (она из Канады). Наши тайские ассистентки, которые также хорошо говорят по-английски, помогают ей в работе класса и поддержании чистоты.

3. Никаких интернетов. Только чтение. Недовольных нет :-)

Какие три неожиданные проблемы возникли при открытии?
Неожиданным было, что вопреки нашим представлениям о том, как легко открыть бизнес в Тайланде, получение школьной лицензии оказалось делом невероятно трудным. Вместо предполагаемых двух недель, мы потратили почти пять месяцев, выдержали множество инспекций и были вынуждены выполнять совершенно невероятные требования, такие как, например, закрыть все стены поролоном или подставить к каждой ступеньке деревянный скос, обклеенный нескользящим покрытием. Список на несколько страниц! Нам оставалось только удивляться как существуют все местные школы и садики, не имея ничего подобного, и чаще всего даже не имея кондиционера!

Кроме того, у нас были большие сложности с получением нашего контейнера с оборудованием для детской площадки, который простоял в порту Бангкока около 4 месяцев! Мы не знали, что для ввоза таких товаров необходимо специальное разрешение на импорт, которое выдает министерство промышленности Тайланда.

А вообще неожиданностей было много, ведь мы делали то, что никогда не делали раньше, да еще и в чужой стране, и часто проблема недопонимания между нами и тайскими партнёрами стояла очень остро.

4. Дома строят не только, чтобы построить. Но и для понимания самой идеи создания чего-то нового

Ты довольно плотно общалась с тайцами. Что можешь сказать об их менталитете и их привычках? Особенности общения и ведения дел?
Местные тайцы особенный народ! Мне даже кажется, что они не похожи на тайцев в других частях страны. Они медлительны и неторопливы во всем, всегда расслаблены и не напрягаются ни по какому поводу. Их невозможно заставить делать что-то, что не приносит им удовольствия — они просто уходят, поэтому так сложно здесь найти хороший персонал. Это совершенно другая жизненная философия, которую порой трудно понять иностранцам. Но при этом местные тайцы очень доброжелательные, милые и улыбчивые люди и очень любят детей.

5. Лена с азартом рассказывает о школе :-)

В чем основная разница между тем, как тайцы воспитывают детей, и как наши?
Разница в отношении к ребенку: детей они обожают! Детям позволено практически все. Тайцы редко ругают и наказывают своих детей, и очень не любят когда кто-то ругает своих детей в их присутствии. Может быть, именно поэтому тайские дети такие непосредственные и просто светятся улыбками!

Хотя, последнее время мы наблюдаем неприятную тенденцию: все чаще можно видеть тайского ребенка в четыре-пять лет с соской во рту и бутылкой с молоком в руках, в памперсе и коляске. Видимо, средства массовой информации и реклама детских товаров поработали и тут. И тайцы считают, что таким вот образом встают на путь цивилизации. Кроме того, они перенимают и способы воспитания детей, особенно в смешанных семьях которых тут много. С местным образованием действительно проблема. Уровень большинства тайских школ в провинции оставляет желать лучшего.

6. Один из множества уголков. Со своей целью и задумкой в обучении. Так и происходит весь процесс – дети сами добывают знания

Чем привлекла именно методика обучения Монтессори?
Я давно задавалась вопросом, как вырастить своих детей счастливыми и успешными, позитивными людьми, ответственными и способными самостоятельно мыслить, и как сделать так, чтобы учеба приносила им удовольствие. Моя дочь училась в хорошей Московской школе до 9 класса, все эти годы она ненавидела учебу. Все ее друзья и ровесники, дети моих друзей испытывают такие же чувства.

Я понимала, что учеба через принуждение не дает ребенку никаких знаний, зато на всю жизнь отбивает желание учиться и самосовершенствоваться. А современная школа вообще только психологически травмирует и калечит наших детей невероятными нагрузками и изнуряющими экзаменами.

Я перечитала огромное количество книг по детской психологии, воспитанию и образованию, и поняла, что единственный метод, который позволяет гармонично развивать ребенка, привить ему интерес к получению знаний, научить его работать самостоятельно – это метод Марии Монтессори, который она, первая итальянская женщина-врач и психолог, разработала более ста лет назад.

Про Марию Монтессори и ее метод сложено много мифов, иногда совершенно невероятных. Во всем мире, и в России особенно, это имя часто используется как бренд, позволяющий всяческим «Развивающим центрам» вытянуть побольше денег из неискушенных родителей. Достаточно прочитать хотя бы одну книгу Марии Монтессори, чтобы понять насколько все это далеко от оригинала.

Осознавая все это, мы уже понимали, что переезжаем в Тайланд, и у нас появилась возможность открыть школу для наших детей, в которую они будут ходить с радостью и получать удовольствие от познания нового! Где дети будут помогать друг другу и решать конфликты мирным путем. Где они узнают как вырастить овощи и приготовить из них еду, как ухаживать за растениями и животными, и как беречь и охранять природу!

7. Детская площадка прошла все круги тайской бюрократии. Зато радости детей нет предела

А как происходит «передача детей»? Родители отдают на полный день? Или замена няньки на несколько часов? Что же творится за стенами школы? :-) И, кстати, что по ценам?
В нашей школе все организовано по стандартам AMI (Международной Монтессори Ассоциации) и расписание тоже. Утром детей встречает наш учитель Мэри и ее ассистент Муни. Дальше дети около трех часов работают в классе с Монтессори материалами. Это свободная работа по их собственному выбору — никто не заставляет их делать то, что они не хотят.

После занятий они сами накрывают на стол и обедают (при этом обучаясь хорошим манерам за столом), потом убирают за собой и моют посуду. Затем младшие детки ложатся спать. Остальные выходят на детскую площадку, где играют около часа. Этого времени обычно достаточно, чтобы они набегались и налазились, накатались на качелях и абсолютно довольные отправились снова в класс, где их ждет множество интересных вещей, например, триномиальный куб Ньютона, который трехлетние дети собирают с удовольствием и поразительной легкостью (чего не скажешь о взрослых).

Вообще Монтессори материалы это отдельная и большая тема. Мария Монтессори считала это самым большим своим достижением в жизни. Их множество и благодаря им дети в группе от 3 до 6 лет различают 64 оттенка цвета, знают как выглядит кубический сантиметр и дециметр и что такое геометрические фигуры, они умеют считать в пределах 10 тысяч, складывают и умножают, пишут красивым каллиграфическим почерком, читают с удовольствием, а также многое другое. Прибавим к этому, что детей никто не принуждает к обучению.

Все общение в нашей школе происходит на английском языке. Таким образом мы создаем языковую среду, благодаря которой дети, которые не говорят по-английски, впитывают его легко и быстро.

Выбранная методика не позволяет нам брать в садик детей меньше чем на три-четыре месяца: меньший срок не даст ребенку прогресса, ведь только около месяца (а иногда и больше) необходимо на адаптацию в новой обстановке. К тому же такая текучка очень вредна для остальных детей. Цены на обучение вы легко найдете на нашем сайте, скажу только, что они в разы меньше, чем на аналогичные предложения в Москве.

8. Для юных мотогонщиков

Я знаю, что наши «крабические» поселенцы очень высоко оценивают ваш детский сад. Как считаете, почему?
Я думаю, что в какой-то момент они осознали, что мы не просто открыли детский сад, а предлагаем действительно качественное и настоящее Монтессори образование, которое в силу дороговизны или отсутствия школ, работающих по международным стандартам, просто невозможно получить на родине.

Некоторые русские родители, которые живут здесь, стали нашими единомышленниками и добровольными помощниками, за что мы им очень благодарны. Я также хочу поблагодарить всех, кто помогал нам, консультировал нас, был с нами; наших родителей, друзей и специалистов AMI, без которых этот проект никогда бы не осуществился. Спасибо всем!

9. Дети сами ухаживают за растениями. Это воспитывает ответственность с раннего детства

И, напоследок, немного о планах. Куда и к чему стремитесь? Что будет через год? Через пять лет?
Конечно, я надеюсь, что наша школа будет развиваться и процветать. Сейчас у нас работает только группа от 3 до 6 лет (Монтессори детский сад). В ближайшем будущем мы планируем открыть тоддлер класс (для детишек от года до трех), и начальную школу (от 6 до 12 лет), ведь наши дети растут и мы должны расти вместе с ними. И, конечно, мы хотим, чтобы они были счастливы!

10. Дружное семейство почти в сборе. Старшая дочка сейчас сдает сессию



15 есть на «Интервью с путешественником: Елена Кустова и русская школа в Тайланде»

Оставить комментарий

  

  

  

Вы можете использовать эти HTML теги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>