Священный город Харидвар, гхаты и подношение Гангу

Харидвар (Haridwar) – это один из семи священных городов индуизма. Но даже из этого “топа” он выделяется своим значением для индийской цивилизации. Ведь именно здесь река Ганг, спускаясь с вершин Гималаев, разливается по равнине.  Раз в несколько лет здесь проводится крупнейший индуистский фестиваль Кумбха-мела, на который собираются сотни тысяч (а то и миллионы)  паломников со всех уголков страны.

В переводе с санскрита название Харидвар означает “ворота Бога”. В святом городе нельзя употреблять мясо, так что волей-неволей придется смириться с вегетерианской диетой. Правда, особо страшного в этом нет – здесь неплохо готовят и вам полюбятся многие из “зеленых” рецептов.

Уже при въезде в город понимаешь, что находишься в особом месте. Вас встречает гигантская (30 метров)  статуя Шивы, бога созидания и разрушения. Его можно опознать по трезубцу и кобре. Но грозным он не кажется, скорее просто напоминает, что вы въезжаете в его обитель :-)

Вообще, Харидвар в целом довольно спокойный город. Он мало отличается от большинства индийских поселений северной Индии. Все те же люди, те же рикши, та же торговля.

Но самое интересное происходит на гхатах. Гхат –  это каменное сооружение в виде ступенек, спускающихся в воду. Предназначены они для ритуалов омовения, кремации, подношения богам и пр. и пр. Это неотъемлемая часть индуизма, а значит и известны индусам гхаты уже многие века. Гхаты строятся по берегам всех священных рек, но одним из самых известных, важных и значительных является гхат Хар ки паури (Har ki Pauri), расположенный в городе Харидвар.

Гхат был построен в первом веке (!) нашей эры королем Викрамадитьем в память о своем брате, который приходил медитировать на берега реки Ганг. Сегодня это одно из главных мест скопления местных жителей. Здесь отдыхают, поют, моются, продают, играют, фотографируются.

И как же без коров-то! А индусы почти как в рамочке получились :-)

Вода Ганга священна, так что активно используется в разных целях, в том числе и для небольших домашних ритуалов.

Что-то готовят. Возможно для какой-то церемонии. Прогуливаясь по гхату, чувствуешь себя как будто подсматривающим за чужой культурой.  Ты в центре событий исподтишка :-)

Кстати, о церемониях. Подношение или обращение к богам называется пуджа. Поскольку причин для разговора с высшими силами огромное множество, то и ритуалов целая куча. Она может проводиться в храме, может дома. Может простым индусом, а может пуджарем, т.е. брахманов, знающим и умеющим выполнять ритуалы по всем правилам. Так же как это делалось сотни и даже тысячи лет до него. Пуджари обычно образованные люди, их можно “опознать” по белым одеяниям и полоске на лбу – признаку принадлежности к священной касте. С помощью одного такого брахмана (небескорыстно, разумеется) и мы принесли подношение Гангу. Но вообще будьте внимательны, если вы просто хотите опустить корзиночку в воду самостоятельно, то ни на кого не обращайте внимания. Смело идите к реке, чтобы вам не говорили (кричали) пуджари, зажигайте свечку и наслаждайтесь. А всех остальных просто игнорируйте. Все же вы турист, а значит прямой заработок для них.

Для подношения покупается корзиночка с цветами, ароматическими палочками, благовониями и свечой. Для выполнения церемонии нужно снять обувь и омыть ноги в Ганге. Пуджарь читал молитвы, а я повторял за ним. Несколько раз он полил мне на руки священной воды, бросил горстку лепестков.

Строчка за строчкой, слово за словом неслись слова над вечной рекой. Затем последние наставления, и нужно передать реке мои мольбы и просьбы.

И не забыть про подарок :-)

Это была пуджа индивидуальная. Но есть и групповая. Самые известные – это встреча и проводы солнца. Тысячи людей собираются каждый день, чтобы отдать дань и поклониться светилу, дарующему жизнь.

Как она зло смотрит :-)

Постепенно зажигаются огоньки, люди совершают последние омовения (ведь перед богом нужно предстать чистым душой и телом).

Небо окрашивается в красный цвет и начинается представление, которое происходит ежедневно на всем протяжении Ганга всю индийскую историю. В следующих статьях обязательно выложим видео с этим удивительным, красочным и почти магическим ритуалом.

И немного практичного. Если вы будете в Харидваре, то советуем остановиться в гостинице Swagat palace на Railway road. Она в шаговой доступности от железнодорожной станции, а номера чистые и просторные. После небольшого торга цена опустилась до 450 рупий за номер. Только не забудьте проверить ванную – в некоторых номерах нет душа, только краны.

А рядом находится маленький ресторанчик с очень вкусной кухней (разумеется, вегетерианской). А хозяин немного говорит по-русски, что бесконечно приятно :-)



5 есть на «Священный город Харидвар, гхаты и подношение Гангу»

  • Ганг для меня самая необыкновенная река, и даже несколько страшная. В интернете есть такие фото ужасные, с плавающими там полуразложившимися трупами… Видели вы там что-нибудь подобное?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Да, видели. И фото, и видео есть. Будем готовить отчеты по Варанаси – выложим. Но этого не надо бояться – скорее это помогает более здраво смотреть на мир, и понимать, что есть и другие точки зрения на эту жизнь :-)

    [Ответить]

    MariaPerev Reply:

    Да, но нам как-то непривычно это все же…

    [Ответить]

    Piero Reply:

    У них на это точка зрения как на круговорот природы: земля дает тебе жизнь — река дает плодородие земле — ты, умирая, отдаешь свое тело реке. Я потом более подробно распишу ритуал кремации: что, зачем и как :-) Вообще, Варанаси — удивительный древний город с потрясающей энергетикой, если есть возможность — однозначно стоит там побывать.

    [Ответить]

  • не поверите,
    прошло пять лет, а мужичек с шариками из теста со второй фотки до сих пор сидит на том же месте, шарики катает…
    Комнату если кому подешевле надо, могу порекомендовать поторговаться в Hotel Bhagatji Atithi Ghar – у меня получилось за 1000 руп на три дня договориться (333 в день).

    [Ответить]

Оставить комментарий

  

  

  

Вы можете использовать эти HTML теги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>